Сенсорная культура – совершенствование навыков восприятия наружных свойств объектов, формирование понятий об их формах, габаритах, окраске. Это важнейший род активности для малышей до 3-х лет. В сегодняшней статье мы расскажем о пользе и способах сенсорного развития для детей раннего возраста.
Что такое культура чувствительного восприятия?
Знакомство с внешним миром начинается с понимания чадом свойств предметов, в окружении которых он находится. Сенсорные впечатления бывают:
-
зрительные – умение понимать и видеть контраст между светом и его ответствуем, определять количество объектов, цвет предметов;
слуховые – навык отличать пение птиц, звуки, издаваемые животными, голоса людей, музыку;
осязательные – с помощью ощупывания, прикосновения, малыш постепенно познает отличия материалов, фактур поверхностей, форм объектов, их температур;
обонятельные – способность различать запахи;
вкусовые — малыш пробует вкус различные продукты, формирует собственное представление о «нравится – не нравится».
Не стоит воспринимать развитие детей как что-то идущее своим чередом, хотя с рождения малыш наделен способностью знакомиться с миром через органы чувств. Родитель обязан принимать непосредственное участие в воспитании тактильных, зрительных, обонятельных навыков у ребенка.
занятия в сенсорной комнате можно и нужно начинать с раннего возраста, особенно если имеются трудности в развитии
Сенсорные эталоны
Существуют общепризнанные стандарты некоторых объектов. Понятие об эталонных размерах, очертаниях, звуках сложились исторически. Есть эталоны:
-
цвета – базовая гамма радуги, всевозможные комбинации этих 7-ми цветов;
формы – геометрические объекты (круг, треугольник);
величины – относительная в современном мире мера «на глаз» различать расстояния, основанная на метрической системе, принятой в конкретной стране;
слуха – рецепция музыкальных нот, звуков родной речи;
вкуса – сочетания четырех базовых вкусов (кислого, сладкого, соленого, горького);
обоняния – условное разделение запахов на удушливые, манящие, приторные, свежие и т.п.
Овладение понятиями о сенсорных эталонах – процесс долгий и сложный для детей раннего возраста. На родителей возлагается ответственность по обеспечению среды, в которой чадо будет усваивать базовые навыки, которыми должны обладать его органы чувств. Так закладывается основа гармоничного развития личности и интеллекта. Однако малыша необходимо научить не только правильно называть предметы и определять их цвет. Важно объяснить ему, как пользоваться этими знаниями для анализа окружающей обстановки.
Развивающие игрушки
О важности игрушек, стимулирующих тактильные и зрительные навыки, впервые заговорила заслуженный педагог Мария Монтессори. Она заметила, что в определенном возрасте малыш концентрируется на конкретном занятии. В зависимости от интересов и увлечений ребенка подбирают необходимый реквизит.
Коврики
Игровой развивающий коврик – прекрасный помощник в формировании сенсорной культуры буквально с первых недель жизни малыша. Это мягкие поверхности с обучающими деталями из различных материалов – дуги, погремушки, узелки, световые и музыкальные игрушки. Они нужны для развития всех видов ощущений. Выбирайте яркие, но не агрессивные коврики, выполненные из натуральных материалов. Начинайте знакомить чадо с ковриком с 1 месяца, когда он немного освоится в домашней обстановке. В этом возрасте он большую часть времени лежит. Для концентрации внимания будут полезны подвесные игрушки. С 3-ех месяцев малыш начинает тянуть к ним руки. Для развития тактильных ощущений поместите на дугах игрушки из разных материалов (пластмасса, мех, резина). В 4 месяца чадо научится переворачиваться, его заинтересует другая сторона коврика. На ней должно быть как можно больше деталей, которые можно открыть, потянуть, сложить, интересно пощупать.
коврик
Вкладыши
В возрасте до 1 года большинство детей любят подбирать предметы в соответствии с размером и формой. Чтобы увлечь ребенка и развить навыки мелкой моторики, зрительного соотнесения величины предметов, используют вкладыши. Малыш учится находить изображение, которое вы простите, вытаскивает его из держателя, а затем возвращает на место.
Вкладыши можно приобрести в магазине, а можно сделать своими руками. Для этого вам понадобится:
-
картон;
белая бумага;
клей;
ножницы.
Выберете яркое изображение на свой вкус: зверушки, птички, герои мультфильмов . Распечатайте и вырежьте. Важно: они должны отличаться по форме и размеру.
Из белой бумаги нарежьте полоски размером 1*4 см, сложите гармошкой, склейте среднюю часть. Это станет ручкой-держателем.
Сделайте надрез на изображениях, чтобы вставить в них ручку. Закрепите клеем. «Хвостик» должен торчать с внешней стороны, чтобы ребенок мог легко схватить картинку.
Наклейте изображения на картонки соответствующей формы. Они должны идеально подходить по размеру.
Из плотного картона вырежьте 2 прямоугольника. Это станет держателем для картинок. Прорежьте в одной панельке дырки, в которые будут вставляться изображения. Одни должны быть чуть больше контуров изображений, чтобы малышу не пришлось прилагать силы для их вытаскивания.
Соедините с помощью клея два картонных прямоугольника, проклеив между ними лист белой бумаги. Так чаду будет понятнее, куда вставлять изображение.
Соберите всю конструкцию и начинайте играть. Просите малыша вытащить нужное изображение за ручку, а затем вернуть его на место. Эта рамка-вкладыш развивает логику, внимательность, моторику.
Матрешка
Исконно русская игрушка учит воспринимать формы, цвета, улучшает координацию движений. Она экологична и безопасна, так как выполнена из дерева. Играя с матрешкой, ребенок решает сложнейшую для его нежного возраста задачу – правильно собрать и разобрать куклу. Так тренируется сообразительность, внимательность, память.
Мозаика
Разные по цвету, форме, материалу детали развивают моторику рук, формируют образное мышление, креативность. Если игрушка требует расположения фишек в определенном порядке, тренируется логика. Разумная длительность игры развивает усидчивость, что будет крайне полезно в школе. С помощью мозаики малыш познает цвета.
Пирамидки
Даже наши прадедушки и прабабушки собирали пирамидки. Любой ребенок любит возиться с этой игрушкой. Она способствует развитию абстрактного мышления, логики, учит анализировать ситуацию, формирует представление о размерах предметов наглядно. Яркий окрас колечек вызывает у детей раннего возраста неподдельный интерес.
Тактильный альбом
Разнообразные материалы формируют у чада осязательное восприятие. Самостоятельно можно изготовить тактильный альбом. Для этого вам понадобится обычный альбом для рисования, который найдется в любом художественном магазине, и много обрезков ткани разной фактуры: мешковина, шелк, лен, мех, шерсть. Добавьте туда фольгу, наждачную бумагу, полиэтилен. Рассматривайте вместе с ребенком страницы самодельной тактильной книжки, поощряйте его желание прикасаться к материалам, ощупывать их.
альбом
Дидактические игры для сенсорного развития
Один из лучших методов воспитания сенсорной культуры – упражнения с элементами игры. В них показательная деятельность сочетается с игровой.
Польза упражнений
В раннем возрасте большое значение имеет периодичность и длительность проведения игр. Эти упражнения требуют непосредственного участия взрослого. В них ставятся задачи, которые требуют сосредоточения, внимания, умственного напряжения, умения анализировать, мыслить логически. В этом заключается развивающая роль. Также дидактические упражнения учат детей общению, в будущем – решению практических задач. Несмотря на кажущуюся простоту элементарных игр для развития навыков органов чувств у детей раннего возраста, упражнения представляют из себя сложное явление, комбинируют 2 начала – познавательное и занимательное.
Примеры игр для развития чувствительного восприятия
Детей нежного возраста достаточно просто заинтересовать игрой, ведь ее компоненты и правила для него новы и необычны. Расскажем о простых и полезных дидактических играх.
Найди похожий предмет
На прогулке или дома выбирайте объект определенного цвета или формы и простите ребенка отыскать рядом такой же. Так чадо усвоит понятие относительности.
Большой и маленький
Дайте чаду померить свою одежду, на себя примерьте его. Объясните, что вам мала его кофта, а ему велики ваши носки.
Определи звук
Выберете несколько предметов и постучите по ним. Это может быть стеклянный стакан, деревянный кубик, колокольчик. Попросите ребенка закрыть глаза и определить по звуку, что это за предмет «звучит».
Как это пахнет?
Постоянно обращайте внимание малыша на запахи: пирога, цветов, дождя. Выходя на улицу, попадая в незнакомую обстановку, просите его описать свои обонятельные ощущения словами.
Волшебный мешочек
В плотный, холщовый мешок кладут небольшие предмет, отличающиеся по форме и величине: меховые зверушки, пластмассовые геометрические фигурки, надувные объемные цифры, фрукты. Задача малыша – на ощупь найти нужный предмет.
Кто это?
Когда в доме собирается много гостей, просите ребенка с закрытыми глазами, на ощупь, по запаху, определить, кого он трогает.
Что поменялось?
Разложите перед малышом несколько предметов (в зависимости от возраста корректируйте количество). Пусть он запомнит порядок расположения, внимательно посмотрит на них. Попросите его отвернуться, уберите один предмет, или поменяйте их местами. Малыш должен определить, что изменилось.
Разноцветные фантазии
Налейте в прозрачные стаканы чистую воду. Опускайте в нее кисточки с краской, показывайте, как окрашивается жидкость в разные цвета. Смешивайте последовательно несколько красок, чтобы показать ребенку, как из синего и желтого получается зеленый цвет.
Сенсорные комнаты
Небольшое замкнутое пространство, наполненное различными стимуляторами, воздействующими на рецепторы ребенка – это сенсорная комната. Это достаточно новое явление в психотерапии и воспитании. Секрет и польза такого помещения – в особом сочетании различных стимулов. Сенсорные комнаты есть во многих современных школах и детских садах, больницах. Такое пространство можно организовать дома самостоятельно (например, построить шалаш с набором определенных стимулов). Во многих развлекательных детских центрах существуют сенсорные площади внушительных размеров, призванные не только обучать малышей базовым навыкам, но и радовать их. Расскажем о 2-ух типах подобных пространств.
Релаксационные
Имеют мягкое покрытие стен, пола, потолка. Могут быть оснащены пуфиками, креслами с бархатной обивкой, сухим бассейном, рассеивающими источниками света. Часто в них используется успокаивающая музыка (звуки природы) и ароматерапия. Такие комнаты помогают ребенку преодолеть нарушения в психоэмоциональной сфере, избавиться от синдрома гиперактивности, снимают напряжение, одновременно способствуют познанию мира через ощущение легкости, невесомости.
релаксационное помещение
Активационные
Оборудованы тропами с чувствительностью к касаниям, вибрационными трубами, световыми приборами с интересными оптическими эффектами. Могут быть украшены искажающими зеркалами. В активационных комнатах наборы стимулов тонизируют мышцы, возбуждают рецепторы. Они помогают стимулировать речевой аппарат, органы зрения и слуха, лечат адаптационные расстройства.
комната для игр
Важность сенсорного развития для детей раннего возраста сложно переоценить. Это залог благополучного овладения любыми навыками, формирования здоровой психики и гибкости ума, тяги к познанию мира. Без активностей и реквизита, описанных в нашей статье, восприятие внешней среды у ребенка долго остается упрощенным. Обязательная база для общего развития зреет медленно, также неспешно формируются способности к разным видам деятельности (рисование, пение, моделирование). Без полноценного сенсорного обучения здоровое протекание интеллектуального развития ребенка невозможно.
Источник: