Игры на развитие воображения у школьников и детей дошкольного возраста

Гармоничное развитие ребенка крайне необходимо в любом возрасте. Предлагаем познакомиться с наиболее популярными и эффективными упражнениями на формирование воображения и фантазии детей разных возрастных групп.

Что такое воображение?

Воображение или фантазия — разновидность психической деятельности головного мозга, за счет которой происходит моделирование различных ситуаций, не существующих в реальном мире. Эта форма сознания основывается исключительно на чувственном интуитивном опыте ребенка. Активный период данной функции приходится на возраст от 3 до 10 лет. После чего она переходит в бездеятельное состояние. Существует несколько видов фантазийной энергии.

    Активная — проявляется в момент сознания, помогает установить некую связь между реальностью и бессознанием за счет творческого самовыражения личности (лепки, рисования).
    Пассивная — состоит из реальных и придуманных образов, невольно попадающих в сознание ребенка. Это происходит во время путешествия, прогулки, экскурсии.
    Продуктивная — конструируется человеком самостоятельно. В состав входят множество различных выдуманных деталей и дополнений.
    Репродуктивная — работает на основе интуиции, закладывается при рождении.

Как развивать воображение?

Формирование воображения должно проходить исключительно в игровой форме. Начинайте заниматься с 3 лет. Обычно в этом возрасте многие детишки отлично говорят. Ознакомьтесь с рекомендациями психологов.

    Учите малыша отличать реальную жизнь от вымышленной. Если ребенок постоянно находится в сказочном мире, но не умеет застегивать даже молнию на куртке, то с течением времени это приведет к некой отдаленности от сверстников и антисоциализации.
    Давайте чаду разнообразную и интересную информацию о мире. Ведь воображение растет одновременно с психическим и интеллектуальным развитием.
    Запомните, что фантазия и мышление напрямую связаны между собой. Поэтому выбирайте упражнения, действия которых направлены на одновременное их развитие. Чаще читайте детям книги, рассказывайте сказки, знакомьте с окружающим миром и природой.
    Рассказывайте о природных явлениях не только на пример «сухой» теории, но, и применяя различные практические эксперименты (разумеется, безопасные для здоровья).
    Занимайтесь, начиная от простых заданий, постепенно переходя к более сложных. Также это может касаться выбора литературных произведений для чтения, игрушек и стиля рисования.
    Закрепляйте положительные результаты, поощряя чадо наградными грамотами и призами. Развивайте творческие таланты. Пусть малыш почувствует себя настоящим скульптором, танцором или певцом.

занятия и игры в домашних условиях развивают воображение и логическое мышление

Задания для дошкольников от 3,5 до 6 лет

Угадай настроение

Педагог начинает показывать различные эмоции, изображая радость, плач, смех или грусть. Детки пытаются определить его настроение. Затем игроки и ведущий меняются местами.

Найди предмет

Подготовьте несколько картинок, на которых изображены фрукты, животные или какая-то техника. Попросите игрока отыскать, например, красные ягоды, зеленые овощи, маленьких зверей, рыбок, машины с большими колесами.

Шторм

В эту подвижную игру можно играть как дома, так и детском саду. Педагог или мама говорит: «В море начался ужасный шторм. Наш корабль бросает из стороны в сторону. Претворитесь волнами». Малыши должны начать хаотично бегать, махать руками, создавая волнообразное движение. Все действия сопровождаются ритмичной быстрой музыкой.

Что пропало?

Выберите любую картинку. Дайте детям внимательно ее изучить и запомнить, что было на ней изображено. Закройте рукой определенный элемент. Попросите ребят отгадать, что же пропало.

Охарактеризуй соседа

Посадите детишек в одну линию. Дайте задание повернуться к своему соседу и дать ему краткое описание. К примеру: «Дима веселый, умный, у него светлые волосы и зеленые кроссовки».

Яркие и блеклые цвета

Данное упражнение можно проводить на улице. Идеальным временем года считается осень. В теплый солнечный день выведите детей во дворик детского сада и дайте задание отыскать самые яркие и тусклые оттенки природы.

Загляни в окошко

Предложите ребенку взять небольшое колечко. Спросите: «Что у тебя в руке? Давай представим, что это окошко в волшебный мир. Заглянем в него». Малыш смотрит через колечко и описывает все увиденное в комнате.

Яблочко

Возьмите небольшой мячик красного или зеленого оттенков. Попросите ребят представить, что это спелое сладкое яблочко. Начните катать его по столу или по полу, приговаривая: «Катится яблоко по огороду, случайно падает прямо в воду. Бульк!» (мяч скатывается со стола). Повторите упражнение несколько раз, предложив детишкам попробовать самостоятельно.

Что случится, если?

В ходе этой игры ребенок научится оперировать различными словесными образами. Задавайте игроку необычные вопросы. К примеру: «Что будет, если у холодильника вырастут ноги, если часы полетят, если собака замяукает?»

Имитация действий

Покажите и попросите малышей повторять за вами движения, имитирующие мытье и вытирание рук, наполнение кувшина водой, зажигание газовой плиты, чистку овощей, помешивание супа ложкой. Давайте усложненные задания. Например, вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу картофелину, которую только достали из кипятка.

Два волшебника

Данная игра подойдет для детишек с 4 лет. Она развивает нравственные навыки малыша. Один игрок становится добрым волшебником, а другой — злым. Первое задание: изобразить мимику первого колдуна (улыбнуться), а затем второго (нахмуриться). Вторая задача: перечислить, какие хорошие и плохие дела могут выполнять герои. Дополните игру творческим процессом, попросив нарисовать на бумаге обоих магов.

Три краски

Предложите ребенку 3 любые краски на выбор. Он заполняет лист бумаги хаотичным образом, используя только эти цвета.

Магическая ниточка

Обмакните нитку, длина которой составляет около 50 см, в гуашь любого оттенка. Затем расположите ее на листе, произвольно скрутив его трубочкой. На бумаге останется необычный след. Дайте ребятам возможность самостоятельно придумать ему название.

Хорошо или плохо

Смоделируйте несколько простых ситуаций, дав ребятам определить, что есть хорошо, а что плохо. Например, обижать малышей — нельзя, перевести бабушку через дорогу — правильно.

Танец

Попросите детишек придумать собственный танец и продемонстрировать его остальным. Подберите подходящую веселую музыку. Упражнение способствует развитию эмоционального и творческого воображения.

развивать ребенка стоит начинать в раннем возрасте, даже если нет проблем

Игры для младших школьников от 7 до 10 лет

Необычный квадрат

Выдайте ученику конверт, в который предварительно поместите 2 картонных квадрата размером 10х10 см. Причем один необходимо разрезать произвольным образом. Расположите на столе целую фигуру, а рядом мозаику из составных частей. Ребенок должен собрать фигурный элемент, накладывая детали на исходный образец.

Придумай рассказ

Данное задание является групповым. Педагог зачитывает детям несколько определенных слов, которые можно связать по смыслу (например, солнце, дождь, радуга или дорога, машина, светофор). Используя каждое из них, ребенок составляет короткий рассказ-историю, выступая перед остальными.

Магическая клякса

Посередине листка наставьте несколько клякс из краски или чернил. Затем сложите его пополам. Разверните бумагу. В игре могут участвовать сразу 2-3 человека. Играющие по очереди говорят, какие предметные сходства они видят в определенном пятне или в отдельных его частях. Победителем станет тот, кто заметит больше всего ассоциаций .

Найди аналог

Назовите любое явление или вещь, к примеру, вертолет. Попросите ребенка назвать различные предметы, похожие по смыслу: бабочка, птица, самолет. Спросите, почему он так решил (ответ: все они летают и садятся). Игра может проходить с несколькими участниками. Побеждает тот, кто называет большее количество аналогов.

Картинка-загадка

В большую коробку сложите несколько картинок с самыми разнообразными предметами (животными, овощами, фруктами). Для участия необходимо не менее 4 человек. Выберите одного водящего: он будет описывать рисунки, не показывая их остальным. Другие участники будут пытаться отгадать то, о чем идет речь. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.

Диковинные звери

Существование рыбы-пилы давно доказано наукой. Но почему бы не придумать рыбу-топор или жука-тюленя. Предложите ребенку назвать и описать несколько несуществующих животных и насекомых, а также рассказать о местах их обитания и предпочтениях в еде.

Продолжи картину

Педагог изображает простейшую фигурку (кружок, квадрат или прямоугольник) и просит ученика продолжить рисунок, используя собственное воображение. К примеру, круг может превратиться в забавную птичку, квадратик — в домик.

Моделирование

Купите специальный набор для конструирования машинки или самолетика. Обычно к нему прилагается четкая инструкция, согласно которой будет производиться сборка. Кропотливая работа, поможет в формировании воображения, внимательности и усидчивости.

Кенгуру

Для проведения данной подвижной игры необходимо не менее 6 детей. Попросите игроков выстроиться в одну линию и зажать мячик между щиколотками. По хлопку они начнут прыгать, потихоньку двигаясь к финишу. Если мяч выпадает, то его можно поднять и продолжить движение.

Нарисуй настроение

Подготовьте обычный альбомный лист, кисти и акварельные краски. Предложите ребенку, используя определенный цвет, изобразить собственное настроение в настоящий момент.

Сказка наоборот

Узнайте у школьника, какую сказку он любил больше всего в раннем детстве. Попросите вспомнить ее, хотя бы частично, и рассказать ее наоборот. Всем известный «Колобок» будет начинаться с того, как его съела лиса, а уже потом он попадет на подоконник к бабушке.

Музыкальные картинки

В качестве дополнительного материала потребуются цветные карандаши и бумага. Выберите любую детскую песенку. Дайте ученику задание максимально подробно изобразить услышанное из музыкального текста.

Отгадай тень

Выключите свет в помещении. Направьте на любое свободное пространство лампу. Показывайте тени различных предметов и животных. Участники должны угадывать, кто в настоящий момент появился на поверхности стены.

Чем пахнут цвета?

Подберите несколько оттенков. Игрок должен представить, чем пахнет каждый из них. Например, оранжевый — апельсином, красный — клубникой, фиолетовый — сливой.

Воображение является неотъемлемой частью правильного становления личности. Занимайтесь с ребенком, водите его на развивающие занятия, придумывайте необычные и увлекательные игры в домашних условиях. Желаем удачи!

Источник: mixfacts.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.